ДОЛГИ ВОЕННЫЕ

ДОЛГИ ВОЕННЫЕ
WAR DEBTS

Кредиты, предоставляемые Соединенными Штатами странам-союзникам на военные нуждыПервая мировая война. По данным доклада Госдепартамента, первоначальная задолженность Соединенным Штатам после первой мировой войны составляла всего 12,4 млрд дол.; к апрелю 1979 г. непогашенные долги и проценты  превысили 28 млрд дол. Эти долги представляют собой особую проблему. Правительства большинства стран-должников не отрицают законность долгов, но заявляют, что их погашение зависит от получения ими репараций от Германии в связи с первой мировой войной. Лондонское соглашение по внешним долгам Германии 1953 г., ратифицированное Сенатом США и имеющее статус договора, отсрочило решение по правительственным претензиям к Германии, связанным с войной, `до полного и окончательного урегулирования этой проблемы`. Хотя США никогда не признавали законность связи долговых обязательств стран, относящихся к первой мировой войне, с репарационными претензиями к Германии, такая связь является реальностью.Хотя Соединенные Штаты никогда не получали репараций от Германии, они, тем не менее, предоставляли кредиты Германии по планам Дауэса и Янга. Согласно оценкам, за период 1924-1930 гг. сумма внешней задолженности Германии возросла с 18 млрд рейхсмарок до 25 млрд рейхсмарок, причем ок. 55% долгосрочных и 37% краткосрочных кредитов предоставили США. За период 1924-1930 гг., в соответствии с планами Дауэса и Янга, выплаты Германии Соединенным Штатам по долгам составили 449 млн рейхсмарок. Финансирование Соединенными Штатами германского долга способствовало репарационным выплатам Германией др. странам-союзникам и, т. о., по крайней мере косвенно, способствовало выплатам по долгам Соединенным Штатам.Это косвенное движение капитала было прекращено в 1930 и 1931 гг., а в июне 1931 г. администрация Гувера объявила одногодичный мораторий на выплаты по В.д. Соединенным Штатам. Лозаннская конференция в июне-июле 1932 г. аннулировала 90% оцениваемой репарационной задолженности Германии, выдвинув взамен план, в рамках к-рого Германия разместила в Банке международных расчетов (БМР) облигации 5-процентного займа на 3 млрд рейхсмарок (ок. 715 млрд дол.) для хранения там в течение трех лет с последующей свободной продажей. Вскоре после этого должники Соединенных Штатов стали уклоняться от выплаты В.д. в связи с экон. трудностями, а в июне 1934 г. Германия объявила мораторий на переводы репараций и приостановила выплаты внешних долгов наличными деньгами.13 апреля 1934 г. вступил в силу Закон Джонсона о невыполнении обязательств по В.д., запрещавший фин. операции с правительствами любых зарубежных стран, не осуществляющих платежи по своим В.д. 10 марта 1941 г. был утвержден Закон о ленд-лизе, в соответствии с к-рым в последующие годы предоставлялась основная часть военных кредитов на нужды второй миружды второй мировой войны.Общая современная ситуация. Согласно докладу Госдепартамента от апреля 1979 г., на 30 сентября 1978 г. требования Соединенных Штатов, включая долги, связанные с первой мировой войной, составляют 45,7 млрд дол. Среди основных направлений формирования этого долга можно указать следующие:1. Поставки военных материалов США союзникам во время второй мировой войны.2. Затраты на восстановления в Европе после второй мировой войны.3. Поставки излишков продовольственных товаров развивающимся странам.4. Кредиты в рамках помощи развивающимся странам.5. Кредиты ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОГО БАНКА, направленные на поддержку экспорта США.Примерно 54% долга приходилось на страны, не экспортирующие нефть; 25% - на западные индустриальные страны  (включая Грецию и Турцию); 9% - на Израиль; 7% - на членов Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК); примерно 5% - на СССР (бывший) и страны Восточной Европы. 18,4 млрд дол. (более 40%) долга приходится на шесть стран: Израиль - 4,2 млрд дол.; Индию - 3,5 млрд дол.; Великобританию - 3,2 млрд дол.; Пакистан - 2,6 млрд дол.; Корею - 2,5 млрд дол.; Бразилию - 2,4 млрд дол. Семь др. стран - Индонезия, Турция, Египет, СССР (бывший), Тайвань, Испания и Чили - должны США более 1 млрд дол. каждая.На 30 сентября 1978 г. задолженность 13 стран - членов ОПЕК правительству США по долгосрочным кредитам составила 3,3 млрд дол. Из этой суммы почти 60% приходится на долю Индонезии. При доходе на душу населения 415 дол. (1981 г.) эта страна продолжает получать помощь в виде концессии. Выплата основного долга и процентов странами - членами ОПЕК осуществлялась своевременно, за исключением 37 млн дол. долга Ирана. Сумма просроченных обязательств Ирана за 1945 и 1948 гг., включая два соглашения о собственности, превышающей установленные лимиты, подписанные в эти годы (с 1975 г. увязанные Ираном с фин. урегулированием претензий к США в связи с разрушением иранских ж. д. войсками союзников во время второй мировой войны), составляла относительно небольшую величину по сравнению с претензиями к Ирану со стороны США и амер. граждан, к-рые, однако, стали предметом рассмотрения Трибунала по разбору взаимных притязаний Ирана и США; в 1982 г. это рассмотрение, а также переговоры о захвате заложников и связанных с этим проблемах еще не были завершены.Долгосрочная задолженность СССР (по основному долгу) составляла 1,1 млрд дол.: 443 млн дол. приходилось по кредитам Экспортно-импортного банка, направленным на поддержание экспорта США, а остальная сумма - по соглашению 1972 г. между США и СССР по ЛЕНД-ЛИЗУ. В соответствии с этим договором, СССР осуществил три безоговорочных платежа на сумму 48 млн дол. Погашение оставшихся обязательств по ленд-лизу в сумме 674 млн дол. было увязано с предоставлением США режима наибольшего благоприятствования по экспорту из СССР в соответствии с Торговым соглашением 1972 г. между США и СССР, к-рое до 1982 г. в силу не вступило.По данным Госдепартамента США, кредитные учреждения США уделяют должное внимание защите прав США на возврат долгов, и большая часть долгов возвращается вовремя. Сумма погашенных долгосрочных кредитов (включая проценты) , предоставленных с 1940 г., к апрелю 1979 г. превысила 50 млрд дол., а в 1978 фин. году - примерно 4 млрд дол. Для сравнения: сумма невыплаченных долгов, включая основную сумму и проценты, просроченных на 90 дней и более, на 30 сентября 1978 г. составила 612 млн дол. По данным Госдепартамента, неплатежи могут быть обусловлены различными обстоятельствами, что осложняет процесс взимания долгов. Напр., примерно одна треть невозвращенных долгов связана с претензиями материально-технического характера во время военного конфликта в Корее, справедливость к-рых до конца не выяснена. Другая треть приходится на долги Китая, Кубы, Камбоджи и Вьетнама. Оставшаяся часть неплатежей распределена среди многих стран и является следствием многочисленных программ займов и кредитов, осуществляемых различными учреждениями США. По данным Госдепартамента, в большинстве случаев неплатежи связаны скорее с техническими проблемами, а не с сознательным уклонением правительств зарубежных стран от уплаты долгов.Законодательство, на основе к-рого осуществляются правительственные программы кредитования, предусматривает возможность пересмотра условий погашения кредита, `поскольку изменившиеся обстоятельства могут потребовать изменения сроков возврата кредитов`.`Мы полагаем, - утверждается в докладе Госдепартамента, - что в исключительных ситуациях, требующих урегулирования долга в целях обеспечения его погашения, проблемы должны быть эффективно и справедливо разрешены на многосторонней основе`, поскольку при этом все страны-кредиторы смогут разделить бремя любого урегулирования долга`. `Не менее важно, - указывается также Госдепартаментом, - чтобы урегулирование долга было увязано с готовностью стран-должников осуществлять радикальные экон. программы для выравнивания своего платежного баланса`.С 1956 г. было проведено ок. сорока многосторонних переговоров с участием 12 стран-должников, причем США участвовали в принятии большинства соглашений. Хотя в последнее время многие страны столкнулись с серьезными экон. трудностями, сфера действия многосторонних переговоров по урегулированию долга остается незначительной. В апреле 1979 г. представители Госдепартамента сообщили, что за предыдущие три года было заключено пять многосторонних соглашений, причем США участвовали в соглашениях, касающихся Заира, Турции и Перу.Резюме. Приведенные в докладе Госдепартамента США суммы задолженности правительству США связаны с экон. и военной помощью др. странам, за исключением долгов периода первой мировой войны. Совместное предоставление экон. и военной помощи отражает тесную взаимосвязь двух видов помощи во время второй мировой войны и в последующие годы `холодной` войны.См. АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗВИТИЯ; ЗАКОН О НЕВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ВОЕННЫМ ДОЛГАМ; ПРОГРАММА ВЗАИМНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.БИБЛИОГРАФИЯ:CLAYTON, JAMES L., ed. The Economic Impact of the Cold War, 1970.MOULTON, H. G., and PASVOLSKY, L. War Debts and National Prosperity, 1933.SIMONDS, F. H. The ABC of war Debts, 1933.U.S. DEPARTMENT OF STATE. `Foreign Indebtedness to the U.S. Government`. Gist, April, 1979.WEIDENBAUM, MURRAY C. The Economics of Peacetime Defense, 1974.


Энциклопедия банковского дела и финансов. — М.: Федоров. . 2000.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДОЛГИ ВОЕННЫЕ" в других словарях:

  • ДОЛГИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ — – денежные суммы, ценные бумаги, золото или иные ценности, причитающиеся с одного государства другому в силу международных соглашений о займах. Д м. могут создаваться внешними займами как в мирное, так и в военное время. Ответственность… …   Советский юридический словарь

  • МЕЖСОЮЗНИЧЕСКИЕ ДОЛГИ — такое наименование получили долги, образовавшиеся в результате займов, заключённых во время и для целей войны 1914 18 непосредственно друг с другом правительствами стран, сражавшихся на стороне Антанты. Громадные военные расходы привели воюющие… …   Дипломатический словарь

  • РЕПАРАЦИИ — REPARATIONSСумма ущерба, определенная союзными державами победительницами как подлежащая возмещению Германией и др. потерпевшими поражение в первой мировой войне державами по Версальскому договору 1919 гСм. ДОЛГИ ВОЕННЫЕ.БИБЛИОГРАФИЯ:WHEELER… …   Энциклопедия банковского дела и финансов

  • Греция в годы Крымской войны — Военные события 1853 1854 гг. в соседних с Грецией, османских провинциях были вызваны и происходили параллельно с Крымской войной. Военные действия были необъявленной войной Греческого королевства против Османской империи. После англо… …   Википедия

  • Международная финансовая помощь — (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… …   Энциклопедия инвестора

  • Россия. Политический отдел и финансы: Финансовое хозяйство — 1) Древнейший период. Содержание князя, военные предприятия, примитивное управление и суд как главнейшая составная часть последнего были единственными коллективными потребностями древнейших русских политических союзов. Удовлетворение этих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… …   Географическая энциклопедия

  • Северо-Американские Соединенные Штаты* — (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Северо-Американские Соединенные Штаты — I (United States of America, Etats Unis, Vereinigte Staaten von Nord America) федеральная республика в Северной Америке, между 24° 30 и 49° сев. шир., и 66° 50 и 124° 31 зап. долг. (по Гринвичу), тянется от Атлантического до Тихого океана и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кризис — (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»